Сообщения о намерении России продать Китаю 48 ультрасовременных истребителей Су-35 в очередной раз подтверждают, что в соотношении сил в Азии наметилась опасная тенденция.
Речь идет не только о том, что Китай наращивает силы и средства своих вооруженных сил, предназначенные для действия за пределами собственных границ, принимая на вооружение все новые самолеты, ракеты, надводные корабли и подлодки. Немаловажно и то, что возросшие экономические и технические возможности России позволяют Москве заключать контракты на поставку самых передовых вооружений. В связи с этим США необходимо уделять больше внимания потенциалу сдерживания собственных вооруженных сил и армий союзников.
Последние десять лет Россия не продавала Китаю самые современные системы вооружений, и у нее были на это веские основания. Как отмечалось в статье, опубликованной в нашей газете на этой неделе, в 1990-х Пекин приобрел у нуждавшейся в средствах Москвы истребители и ракеты, а затем скопировал их. И теперь китайские предприятия конкурируют с Россией на рынке сравнительно недорогих вооружений.
Но когда вы владеете самыми передовыми технологиями, скопировать ваши изделия сколько-нибудь близко к оригиналу гораздо труднее. По ряду ключевых элементов китайцы все еще зависят от России. Когда речь идет о создании сложных систем «с нуля», дело у них по-прежнему не ладится. Поэтому Пекин оказался перед выбором: тратить время и ресурсы на разработку собственных технологий (к тому же без гарантии успешного результата) или вновь приобретать российскую продукцию, но теперь на более жестких условиях в плане защиты интеллектуальной собственности.
Русские сталкиваются с аналогичной дилеммой в плане сохранения своего технического превосходства. Полученные от китайцев деньги очень пригодятся им для финансирования собственной программы по созданию истребителя пятого поколения. Таким образом, контракт на Су-35 может знаменовать собой возобновление сотрудничества между двумя странами в военно-технической сфере.
Су-35 – достаточно передовой самолет: военные специалисты относят его к «поколению четыре плюс». Это означает, что его возможности может превзойти лишь самолет пятого поколения. Тем временем в прошлом году администрация Обамы приняла решение о прекращении производства единственного на сегодняшний день строевого истребителя пятого поколения - F-22. Таким образом, для помощи своим союзникам в Азии Вашингтон может направить лишь ограниченное количество F-22. В результате китайские ВВС будут иметь как численное, так и техническое превосходство в регионе.
Больше всего опасений эта ситуация должна вызывать у Тайваня. Вероятно, Народно-освободительная армия уже обладает превосходством в воздухе над островным государством. А это означает, что риск эскалации напряженности в тайваньском проливе или развязывания конфликта из-за какого-либо просчета возрастает.
Тайваню срочно необходимо повысить свой военный потенциал. Это могла бы обеспечить поставка Соединенными Штатами модернизированных истребителей F-16, что дало бы Тайваню по крайней мере относительный паритет с китайскими Су-35 – хотя идеальным вариантом была бы продажа Тайбэю двухмоторных F-18. Это привело бы к временной размолвке между Вашингтоном и Пекином, но в условиях, когда Китай наращивает военный бюджет на десятки процентов в год и приобретает новые технологии, отказ от такой поставки создал бы впечатление, что США готовы бросить Тайвань на произвол судьбы.
В дискуссии о «взлете» Китая центральное место занимает вопрос о том, можно ли считать его «державой, не стремящейся изменить статус-кво». Намерения Пекина угадать трудно, но рост его военной мощи – факт неопровержимый. Если администрация Обамы хочет сохранить нынешний баланс сил в Азии и оставаться гарантом стабильности в регионе, ей надо действовать – и без промедления.
Источник - "The Wall Street Journal", США
Перевод - Радио России
|